Добавлена статья Р. Кудрявцевой "ОКАВИЙ" С.ЧАВАЙНА (К ПРОБЛЕМЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФОЛЬКЛОРНО-МИФОЛОГИЧЕСКОГО И ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО В СТРУКТУРЕ ЭПИЧЕСКИХ ЖАНРОВ В МАРИЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 20-Х ГОДОВ) из журнала "Финно-угроведение" (№1, 1994 г.).
Марийская художественная литература, оформившаяся в основном в первой трети 20 века, принадлежит к так называемым "младописьменным литературам". В 20-е годы она продолжала развиваться традиционным путем, во всяком случае, проза этих лет свидетельствовала о том, что она "сравнительно недавно выпорхнула из гнезда народного творчества" (Г.Ломидзе). Опора на фольклор и мифологию оставалась главной особенностью художественного мышления марийских авторов. В то время как народы, находящиеся на высоком уровне художественного творчества, обращались к мифу и фольклору в момент национального самоопределения и подъема национального самосознания, во имя сохранения и возрождения национальных форм культуры, "младописьменные" народы с помощью фольклорно-мифологического материала начинали осваивать — в индивидуальном художественном творчестве — свою жизнь, прошлое и настоящее, создавать письменную художественную литературу. Фольклорно-мифологические темы, образы, мотивы являлись важным источником и формирующейся марийской литературы. Фольклорные жанры, хотя и со значительной степенью демифологизации (в них представлена поэтическая мифология), доносили древние представления марийцев о происхождении мира, человека, самого этноса, о явлениях, имевших место в конкретной исторической жизни народа. Любопытно, что и в исследованиях марийских фольклористов не проводится четкой границы между мифами и произведениями собственно фольклорной прозы.
|